В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов учреждения дошкольного образования и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики, арттерапии в специальном образовании.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное - заинтересовать детей и удержать интерес. Для этого существует интересная программа арттерапия, в которой сочетаются речь и движение и которая приводит ребенка в эмоциональное состояние.
Основные условия этой программы:
1. Взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи;
2. Игровая методика обучения;
3.Особая методика взаимоотношений.
Используя методику «Говорю и делаю» в работе, при разучивании танцевальных движений стараться сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетике – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д. большое внимание уделяется голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например: игра «Пальчик мой» — звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии. В специализированных детских садах проводятся занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры. Программа «ладушки» в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры во всех детских садах на каждом музыкальном занятии. К сожалению, сейчас настала такая необходимость.
Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь»
раскрыть » / « свернуть